Начинающие художники часто покупают слишком много кистей. Это не помогает, а скорее мешает в работе: приходится думать не о композиции или цвете, а о том, какую именно кисть использовать. Поэтому надо приобретать только самые нужные кисти.
Опытные художники отдают предпочтение дорогим, но качественным кистям: они лучше пишут и дольше сохраняют товарный вид. А вот у дешевых кистей металлическая обойма может ржаветь, а волоски — выпадать из- за слабого крепления.
Правильный выбор — это важно!
Цена и качество кисти зависят от материала, из которого она сделана. Собольи кисточки по праву считаются лучшими. Они упруги, долговечны и удерживают много краски. Правда, и стоят при этом в четыре раза дороже синтетических.
Синтетические кисти дешевы, но у них быстро растрепывается кончик, и они не могут набирать достаточное количество краски. В продаже встречаются беличьи, верблюжьи кисти, а также из бычьего волоса. Но служат они не слишком долго, к тому же не отличаются хорошей гигроскопичностью. Советуем приобрести кисть из смеси собольего волоса и синтетического волокна — у нее разумная цена и хорошее качество.
На рисунке изображены следующие кисти: акварельная №14А (11; круглая соболья/синтетическая шрифтовая кисть №12 [2, 15); сиболья/синтетическая шрифтовая кисть №2 (3); круглая сибилья №12 (4|; плоская сиболья/синтетическая 10 мм (5); веерная соболья/синтетическая №4 (6); круглая сибплья/синтвтическая №14 (7); плоская акварельная сиболья/синтетическая 40 мм (0); набор собольих/синтетических кистей: круглые №1, 4, 0, плиская 10 мм и шрифтовая №1 (9); набпр синтетических кистей: круглые №1, 4 и 6, плоская 13 мм и малярная №1 [10].
В вазочке стият: плиская соболья 10 мм (11); плоская синтетическая 13 мм (12); круглая соболья №8 (13); круглая соболья/синтетическая №10 (14); круглая синтетическая №10 (10); плоская синтетическая 6 мм (17).

Ухаживайте за кистями!
Если зо кистью правильно ухаживать, оно прослужит долгие годы.
Никогда не ставьте кисть в воду волосяным пучком вниз, иначе он быстро потеряет форму.
Закончив рисовать, тщательно промойте кисть, легко встряхните и положите на чистую ровную поверхность для просушки, а затем поставьте в контейнер деревянной ручкой вниз.
Размеры кистей
На ручках кистей проставлен номер — это размер. Самый маленький размер — 0000, а самый большой — 24. Как и следовало ожидать, стоимость кисти растет вместе с размером.
Новички нередко совершают одну и ту же ошибку — покупают слишком маленькую кисть. Такой кистью можно проводить только тонкие линии, а этого недостаточно. Между тем кисть среднего размера (скажем, №12) позволяет не только прорисовывать мелкие детали, но и наносить широкие мазки.
Формы и виды
Круглые и плоские (последние еще называют долотообразными или кистями одного мазка) — вот основные виды кистей для акварели, хотя иногда необходимы также акварельные веерные. У плоских кистей плоские обоймы, а у круглых — круглые.
Круглые Это самые востребованные и универсальные кисти. Они подходят как для проведения широких линий, создания фона, так и для работы с деталями. Все, что вам нужно, — это кисть №>12 плюс №6 или 8.
Плоские кисти дают более определенную форму мазка и более точные очертания. К примеру, плоской кистью №10 наносят широкие мазки или четкие контуры. При работе „по мокрому" большая плоская кисть оставляет яркий, интенсивный след.
Акварельные кисти предназначены для быстрого закрашивания больших поверхностей. Среди этих кистей есть как широкие и плоские, так и напоминающие по форме веревочную швабру (такие же большие и круглые). Акварельную кисть может с успехом заменить большая плоская. Кроме того, при работе над масштабными картинами пользуются губками и кусками ткани из хлопка.
Веерные кисти подходят для цветовой растяжки и смягчения контраста контуров. Нередко художники работают также сухой веерной кистью.
Линейные и шрифтовые — это круглые кисти с длинным волосяным пучком. Они удерживают много краски и оставляют тонкую, изящную линию.
Набор для новичков Для начала до< точно трех кистей (круглые №12 и 6 плюс плоская №10). Эти кисти должны быть из смеси собольего волоса и синтетического волокна. Позже можно, но необязательно, приобрести акварельную кисть №14 и круглую шрифтовую №2 — для работы над мелкими деталями.
Виды мазков кистью


Взято из серии журналов "Полный курс рисунка и живописи"